Перейти к основному содержанию
Сообщить о ЧС: 8(800)550-80-45
Версия для слабовидящих
 

 

Общие сведения об Архангельской области

 

Архангельская область расположена на Севере Европейской части России. Ее побережье на протяжении 3 тыс. км омывают холодные воды трех арктических морей: Белого, Баренцева и Карского.

Площадь территории – 589 913 кв. км. Численность населения Архангельской области на 01 января 2017 года (включая Ненецкий автономный округ) составила 1165,7 тыс. человек, плотность населения 1,98 чел/кв. км, численность населения г. Архангельска на 01 января 2017 года составила 351,5 тыс. человек.

В состав области территориально входит Ненецкий автономный округ, а также острова Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.

На 1 января 2018 года на территории области действуют 204 муниципальных образований:

7 городских округов;

19 муниципальных районов;

20 городских поселений;

158 сельских поселений.

В 1992 году Архангельская область и Ненецкий автономный округ получили статус субъектов Российской Федерации.

Административным центром области является город Архангельск, основанный по указу царя Ивана Грозного от 5 марта 1584 года в устье реки Северная Двина. К наиболее крупным городам относятся: Северодвинск, Котлас, Новодвинск, Коряжма, Мирный.

Близость морей и океанов заметно сказывается на климате области, который является переходным между морским и континентальным. Зима обычно длинная (до 250 дней) и холодная, с низкой температурой в среднем до –26 градусов и сильными ветрами. Средняя температура летом около 15 градусов тепла.

Регион располагает избыточными водными ресурсами. Здесь насчитывается 70 тыс. больших и малых рек суммарной протяженностью 275 тыс. км. Четыре крупнейшие реки (Северная Двина, Печора, Онега и Мезень) впадают в арктические моря. Широкая и глубокая Северная Двина создает благоприятные условия для навигации и является основным водным путем.

Национальный состав населения Архангельской области сравнительно однороден. На долю русских приходится 94,2 %, украинцев 2,1 %, белорусов 0,8 %, ненцев 0,6 %, коми 0,4 %, других национальностей 1,9 % (татары, чуваши, мордва и другие).

В городах проживает 78 %, в сельской местности 22 % населения. Средний возраст населения 37 лет. Трудоспособное население составляет 55,2 % от общей численности населения субъекта.

Сырьевые ресурсы

Архангельская область располагает значительными лесными ресурсами. Площадь, покрытая лесом, составляет 22,3 млн. га. Общий запас древесины составляет более 2500 млн. м³. В составе лесного фонда преобладают хвойные породы (сосна, ель) – 80%, лиственные породы (береза, осина) – 20%.

Область богата полезными ископаемыми. Усилиями геологоразведчиков в Архангельской области создана мощная сырьевая база для развития добычи и переработки нефти и газа (Ненецкий автономный округ), бокситов (Плесецкий район). В Архангельской области открыта единственная в Европе алмазоносная провинция.

В регионе открыты значительные запасы известняков, доломитов, цементного сырья, гипсов и ангидритов, песков, глин и легкоплавких суглинков, строительных камней, подземных вод, марганца, медных руд, цинка, свинца, янтаря, ювелирных агатов и других полезных ископаемых.

 

 

Отрасли экономики региона

Архангельская область – это край лесной индустрии, рыбной промышленности, современного судостроения и российской космонавтики.

На территории области зарегистрировано более 24 тысяч организаций всех форм собственности и хозяйствования.

Экономическое развитие по наиболее традиционным отраслям в области базируется на предприятиях лесопромышленного комплекса, строительной индустрии и развитой инфраструктуре торговых портов, включая Архангельский морской порт, являющийся северными воротами России, обеспечивающий существенную часть грузоперевозок в данном регионе.

Качество атмосферного воздуха, водных и земельных ресурсов, санитарно-экологическое состояние территории, сохранение биологического разнообразия и др.

За последние пять лет возрос уровень загрязнения атмосферного воздуха г. Архангельска формальдегидом и ксилолами, понизилось содержание в атмосферном воздухе взвешенных веществ, диоксида серы, диоксида азота, бенз(а)пирена и этилбензола.; в г. Новодвинске возросли средние концентрации оксида углерода, диоксида азота, формальдегида и метилмеркаптана, снизились среднегодовые концентрации взвешенных веществ и сероуглерода; в г. Северодвинске возрос уровень запыленности города, снизились среднегодовые концентрации – диоксида серы, оксида углерода, бенз(а)пирена, диоксида азота и формальдегида; в г. Коряжме увеличился уровень загрязнения города диоксидом азота, снизились среднегодовые концентрации бенз(а)пирена и метилмеркаптана.

 Характерными загрязняющими веществами для поверхностных вод области являлись соединения железа, меди, цинка, легко- и трудноокисляемые органические вещества. В отдельных пунктах контроля к данному списку добавлялись соединения алюминия, марганца, фенолы летучие, нефтепродукты, сульфаты. По комплексным оценкам, в подавляющем большинстве створов вода водных объектов характеризуется как «загрязненная» и «очень загрязненная». Изменения качества воды большинства водных объектов на территории области обусловлено, в основном, природными колебаниями содержания металлов (соединений железа, меди, алюминия и марганца), но на отдельных участках основными причинами неудовлетворительного гидрохимического состояния водных объектов являются: сброс предприятиями загрязненных сточных вод без очистки, неудовлетворительная работа канализационных очистных сооружений, аварийные ситуации.

 Результаты агрохимического обследования сельскохозяйственных угодий Архангельской области свидетельствуют о том, что в настоящее время наиболее важным фактором, обуславливающим неблагоприятные свойства почв, является их кислотность. Кислые почвы занимают около 40 % пашни и их прирост идёт более быстрыми темпами, чем площади почв с недостаточным количеством элементов питания и низким содержанием органического вещества. Полученные результаты показывают, что имеются единичные случаи превышения ПДК содержания тяжёлых металлов в почве. Результаты, полученные за весь период исследований, соответствуют низкой плотности загрязнения радионуклидами (стронций-90, цезий-137). Во всех почвенных и растительных образцах содержания остаточных количеств хлорорганических пестицидов (α, γ - ГХЦГ, ДДТ) не обнаружено.

 На современном этапе изученность фауны и флоры Архангельской области в целом можно оценить как неполную и фрагментарную. Поэтому очевидна необходимость интенсификации фаунистических и флористических исследований в регионе.

Современное санитарное состояние лесов Архангельской области определяет, прежде всего, усыхание и распад еловых древостоев, расположенных в междуречье Северной Двины и Пинеги. На территории Архангельской области сосредоточена самая большая в Северо-западном федеральном округе площадь нарушенных и ослабленных древостоев. Основной причиной ослабления и гибели насаждений, как и в предыдущие годы, остаются неблагоприятные погодные условия и почвенно-климатические факторы, которые на 99,0% представлены изменением уровня грунтовых вод под воздействием почвенно-климатических факторов. В большей части древостоев, пострадавших в результате их негативного воздействия, отмечается степень усыхания более 40%, то есть насаждения находятся в крайне ослабленном состоянии.

Численность большинства основных видов охотничьих животных является стабильной или увеличивается.

Основными источниками загрязнения окружающей среды, оказывающими негативное воздействие на окружающую среду на территории Архангельской области, являются  предприятия целлюлозно-бумажной промышленности,  энергетики и жилищно-коммунального хозяйства.

                                    

Итоги работы Управления

Федеральной службы по надзору в сфере природопользования

(Росприроднадзора) по Архангельской области в 2017 году

 

Деятельность Управления Росприроднадзора по Архангельской области (далее – Управления) в 2017 году была нацелена на выполнение задач и приоритетных направлений деятельности, поставленных Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

План КНД на 2017 г. выполнен на 100 %. Особое внимание уделялось выполнению мероприятий по лицензионному контролю, постановке объектов негативного воздействия на учет.

 

Показатели

2017 год

Количество проведенных проверок всего,

в т.ч.:

201

- плановых

18

- внеплановых

183

Выявлено нарушений

229

Устранено

186

Привлечено лиц к административной ответственности

255

Наложено штрафов (тыс. руб.)

15801,1

Взыскано штрафов (тыс. руб.)

6631,6

Направлено в УФССП материалов (кол-во)

36

Предъявлено исков о возмещении ущерба (тыс.руб.)

70249

Возмещен ущерб (тыс. руб.)

92837

Объем платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей в бюджеты бюджетной системы РФ

128308,1

Поступило обращений граждан

277

 

Надзор за использованием и охраной водных объектов и государственный экологический надзор

 

Управлением проведено 20 плановых проверок (в том числе принято участие в 2-х проверках иных территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования), 39 внеплановых проверок по исполнению предписаний, 1 внеплановая выездная проверка по согласованию с прокуратурой, 31 плановых (рейдовых) осмотров по соблюдению режима использования водоохранных зон водных объектов и с целью выявления несанкционированных мест размещения отходов. Также принято участие в проверках прокуратуры в отношении АО «Группа «Илим» (филиал в г. Коряжма) и АО «АЦБК».

Выявлено 56 нарушений различного характера, устранено 36 нарушений с учетом прошлогодних. Выдано 42 предписания об устранении нарушений водоохранного законодательства, выполнено 36 предписаний с учетом выданных в прошлом году. В Прокуратуру Архангельской области для принятия мер прокурорского реагирования направлено 11 материалов.

По водному надзору составлено 97 протоколов об административных правонарушениях, из них 59 – направлены на рассмотрение мировым судьям.

Рассмотрено 63 административных дела, из них: вынесено постановлений о назначении административного наказания – 46. Наложен 34 административный штраф на общую сумму 718 тыс. рублей. Также, согласно положениям КоАП РФ вынесено 10 предупреждений (9 юридических и 1 должностное лицо).

По результатам рассмотрения дел вынесено 25 представлений об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. Мировыми судьями вынесено 47 постановлений о назначении административного наказания, наложено 46 штрафов на общую сумму 1818,0 тыс. рублей и вынесено 1 предупреждение на юридическое лицо.

По состоянию на 31.12.2017 в рамках водного надзора взыскано административных штрафов на сумму 2994,6 тыс. рублей с учетом штрафов, наложенных  в прошлом году.

В рамках мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, проведено 2 предварительные проверки по фактам наличия на акватории реки Северная Двина нефтяных пятен, вынесено 24 предостережения о недопустимости нарушений обязательных требований.

В 2017 году Управлением проведено 30 рейдов по соблюдению режима использования водоохранных зон водных объектов, в том числе 19 рейдов на территории Арктической зоны. При этом осмотрено 77 участков  водоохранных зон, выявлено 24 нарушения водоохранного законодательства.

Управлением по 3-м выявленным в рамках рейдов нарушениям возбуждались административные дела. Кроме того, вынесено 1 предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований.  В остальных случаях, информация по нарушениям направлялась для принятия мер в администрации соответствующих муниципальных районов и поселений и в иные органы госнадзора (Росреестр, Роспотребнадзор, Балтийско-Арктическое морское управление Росприроднадзора, Минлеспром АО).

 

Государственный экологический надзор

в области охраны атмосферного воздуха

В 2017 году Управлением проведено 50 проверок природопользователей в области соблюдения требований по охране атмосферного воздуха, из них: 20 плановых (в том числе 2 проверки проведены совместно с другими территориальными органами Росприроднадзора), 30 внеплановых. В двух плановых проверках крупнейших природопользователей (АО «Архангельский ЦБК» и ОАО «Группа «Илим») Управление участвовало совместно с органами Прокуратуры Архангельской области.

В ходе проверок выявлено 41 нарушение в области охраны атмосферного воздуха, выдано 38 предписаний об устранении нарушений воздухоохранного законодательства. Информация по 3 нарушениям передана в Прокуратуру Архангельской области для принятия мер прокурорского реагирования. На 31 декабря 2017 устранено 34 нарушения с учетом выданных предписаний в 2016 году.

В 2017 году рассмотрено 24 административных дела, них вынесено 10 постановлений о назначении административного наказания в виде штрафа на сумму 296 тыс. руб. и 11 предупреждений в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства. По трем делам вынесены постановления о прекращении. 

При проведении плановой проверки одного из крупнейших предприятий Архангельской области – АО «Архангельский ЦБК» Управлением проведен контроль работы источников загрязнения и воздействие на атмосферный воздух при неблагоприятных метеорологических условиях. ЦЛАТИ по Архангельской области отобраны пробы атмосферного воздуха в жилой зоне (в точке наибольшей концентрации по результатам расчетов рассеивания в период неблагоприятных метеорологических условий), а так же пробы промышленных выбросов на источниках загрязнения, дающих максимальный вклад в концентрацию в жилой зоне. Контроль проводился по дурнопахнущим веществам: сероводород и метилмеркаптан. Нарушений требований в области охраны атмосферного воздуха не выявлено. 

 

Государственный экологический надзор в области обращения с отходами

За 2017 год Управлением проведено 110 проверок природопользователей в области обращения с отходами производства и потребления, из них: 19 плановых проверок, 50 внеплановых и 41 предлицензионный контроль, 1 проверка проведена совместно с Архангельской межрайонной природоохранной прокуратурой. 

В 2017 году при проведении контрольно надзорной деятельности выявлено 80 нарушений в области обращения с отходами производства и потребления, выдано 68 предписаний, 11 нарушений передано в Прокуратуру Архангельской области, одно нарушение (Соловецкий музей-заповедник) передано по подведомственности в Балтийско-Арктическое морское управление. 

По 11 нарушениям в связи с систематическим невыполнением природоохранных требований АО «АрхоблЭнерго», ФКУ ОИУ ОУХД-2 УФСИН России по Архангельской области и МУП «Благоустройство» составлены протоколы по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ и направлены в мировые суды на рассмотрение и привлечение юридических лиц к административной ответственности. Данная информация также направлена в Прокуратуру Архангельской области для принятия мер прокурорского реагирования по обязанию выполнения требований природоохранного законодательства при осуществлении хозяйственной деятельности.

По результатам проверок с учетом выданных в 2016 году предписаний природопользователями исполнено 56 предписаний.

По результатам рассмотрения административных дел наложено штрафов на сумму 772,1 тыс.руб., вынесено 20 предупреждений. 9 административных дел прекращено в связи с малозначительностью, природопользователям объявлено устное замечание.

Управлением в 2017 году проведено 17 административных расследований по нарушению законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, по которым составлено 23 протокола, из них 10 передано на рассмотрение в Арбитражный суд Архангельской области.

Материалы по 5 объектам размещения отходов переданы в органы Прокуратуры Архангельской области для принятия мер прокурорского реагирования. По двум свалкам, расположенным в Вельском и Красноборском районах районными судами по требованию Прокуратуры вынесены решения о возложении обязательств на Администрации муниципальных образований и Министерство природных ресурсов и лесопромышленного комплекса Архангельской области по устранению нарушений обязательных требований законодательства РФ. 

Также в 2017 году по запросу Архангельской межрайонной прокуратуры и поручению межведомственной рабочей группы по противодействию экологическим преступлениям и правонарушениям, в том числе коррупционной направленности, Управлением проведена работа по выявлению хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность по транспортированию и размещению отходов в отсутствии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности. В рамках данной работы установлено, что на территории Архангельской области размещено 313 объектов (поселковых свалок) не внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов и не имеющих лицензию на осуществление деятельности по размещению отходов. Получена информация о 233 юридических лицах и индивидуальных предпринимателях осуществляющих транспортирование отходов IV класса опасности в 2017 году в отсутствии лицензии на данный вид деятельности. В 2018 году Управлением запланированы контрольно-надзорные мероприятия в отношении данных лиц. 

 

Надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр

 

За 2017 год Управлением проведено 17 проверок по надзору в сфере недропользования, из которых: 6 плановых выездных проверок, 11 внеплановых проверок исполнения предписаний об устранении нарушений в области недропользования.

Управлением также проведено 9 предварительных проверок по информации, предоставленной Межрайонной ИФНС России №5 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, об основаниях пользования подземными водными объектами, в отношении:  ГБСУ АО «Каргопольский дом-интернат для престарелых и инвалидов»; ООО «Альянс»; ФГКУ комбинат «Полярник» Управления Федерального агентства по государственным резервам по СЗФО; ООО «Водоканал»; МУП «Шлит»; ООО «Кристалл»; ГКУ Архангельской области «ОГПС №12»; МУП «Коношское благоустройство»; ПО «Кооператор», в ходе которых нарушения законодательства в сфере недропользования подтвердились. В целях профилактики нарушений выданы предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В целях профилактики в 2017 году Управлением выданы предостережения о проведении рекультивацию нарушенных земельных участков МУП «Жилкомсервис», АО «Севзапметалл», ООО «НЭК», ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ.

Проведено 5 внеплановых  документарных проверок с целью исполнения поручения Правительства Российской Федерации от 16.05.2017 № АХ-П9-3144 о проведении внеплановой целевой проверки соблюдения недропользователей условий лицензионных соглашений в отношении ООО «Синанко», ООО «Проэкс Сервис», АО «Архангельскгеолдобыча», ПАО «Севералмаз», АО «Первая горнорудная компания». По результатам проверок нарушений условий лицензионных соглашений не выявлено.

В 2017 году по результатам проведенных проверок по надзору в сфере недропользования выявлено 13 нарушений, устранено – 15 с учетом нарушений, выявленных в 2016 году.

Количество выданных предписаний об устранении нарушений в сфере недропользования  в 2017 году составило 12, выполнено – 15 с учетом предписаний, выданных в 2016 году.

В 2017 году Управлением рассмотрено 43, мировыми судьями – 6 дел об административном правонарушении в сфере недропользования.

В 2017 году к административной ответственности привлечено 27 нарушителей, из них: юридических лиц – 9, должностных лиц – 8 , физических лиц – 10 на общую сумму 6,8 млн. рублей. Мировыми судьями привлечено 5 юридических лиц на общую сумму 3,22 млн. рублей. Взыскано штрафов на общую сумму 0,2710 млн. рублей.

Управлением принято  участие в проведении плановой выездной проверки МУП «Ерцевские теплосети», в ходе которой выявлено 4 нарушения лицензионных условий. Предприятие и должностное лицо привлечено к административной ответственности за нарушение лицензионных условий. По результатам проверки составлена справка для досрочного прекращения права пользования недрами, материалы проверки, проведенной в отношении МУП «Ерцевские теплосети», имеющего лицензию на право пользования недрами, направлены в Росприроднадзор.

По материалам проведенных проверок по факту систематического невыполнения ОАО «РЖД» выдаваемых предписаний по устранению нарушения в части проведения специальной водоподготовки по обезжелезиванию питьевой воды на водозаборных скважинах, расположенных на ст. Коноша-1 и ст. Коноша-2 (лицензия на право пользования недрами АРХ 00998 ВЭ), также составлена справка о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АРХ00998ВЭ, материалы направлены в Росприроднадзор.

В 2017 году Управлением произведено 25 расчетов вреда, причиненного недрам вследствие нарушений законодательства Российской Федерации о недрах (по фактам незаконной добычи общедоступных полезных ископаемых), выявленных в результате контрольно-надзорной деятельности Управления на общую сумму 23632,8252 тыс. рублей.

В процессе контрольно-надзорной деятельности Управлением используется автоматизированная система лицензирования и недропользования, а также государственная статистическая отчетность по недропользованию (1-ЛС, 2-ЛС, 3-ЛС, 4-ЛС).

В 2017 году выявлено 32 факта самовольного недропользования, в сравнении с 2016 годом  количество фактов самовольного недропользования увеличилось в 2 раза, а в сравнении с 2015 годом – в 5 раз.

В 2017 году для принятия мер прокурорского реагирования, а также для принятия мер в сфере своей компетенции в органы прокуратуры и правоохранительные органы направлено 32 материала об административных правонарушениях по  ч.1 ст.7.3 КоАП РФ – пользование недрами без лицензии на пользование недрами.

По проведенным и направленным Управлением материалам дел об административных правонарушениях  № 05-85/2016 и № 05-54/2017 в  отношении ООО «Лоцман» возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.1 ст.171 УК РФ, в  УЭБиПК УМВД России по Архангельской области направлены материалы административного дела по факту самовольной добычи песка на земельном участке в кадастровом квартале 29:22:011302, расположенном в Маймаксанском территориальном округе г.Архангельска.

 

Государственный земельный надзор

В 2017 году Управлением было проведено 32 проверок, где рассматривались вопросы по соблюдению земельного законодательства, из них: 14 плановых, 18 внеплановых проверок.

В октябре 2017 года Управление принимало участие в рабочей комиссии, утвержденной Председателем постоянной Комиссии по вопросам рекультивации земель на территории МО «Северодвинск», а именно по проекту консервации месторождения песка «Глубокое». По результатам проведенного мероприятия составлен Акт приемки – сдачи рекультивированных земель от 15.11.2017 г.

Основными нарушениями в области земельного законодательства являются:

- отсутствие утвержденных проектных документов (проектов рекультивации и восстановления загрязненных земель)  – 2;

- нарушение стандартов (норм, правил) ведения работ (загрязнение земель, невыполнение обязанностей по рекультивации земель) – 4.

В 2017 году по результатам проведенных проверок в сфере земельного законодательства выявлено 10 нарушений, устранено – 18 с учетом нарушений, выявленных в 2016 году.

Количество выданных предписаний об устранении нарушений в сфере земельного законодательства в 2017 году – 5; выполненных – 18, с учетом предписаний, выданных в 2016 году.

 

Надзор за особо охраняемыми природными территориями (ООПТ)

федерального значения

На территории Архангельской области расположены ООПТ федерального значения: Пинежский заповедник, национальный парк «Кенозерский», национальный парк «Водлозерский», национальный парк «Русская Арктика», Сийский государственный природный заказник, национальный парк «Онежское Поморье».

Управлением Росприроднадзора по Архангельской области в 2017 году проведено 3 внеплановые выездные проверки в связи с поручением Правительства Российской Федерации на основании. п.7 протокола совещания у заместителя председателя правительства Российской Федерации от 02.02.2017 № АХ-П9-ЧПР.

Управлением, регулярно в период подготовки к пожароопасному периоду проводятся проверки (рейдовые осмотры) всех ООПТ федерального значения Архангельской области, имеющих лесопокрытые площади. В ходе рейдовых осмотров осматриваются инвентарь и средства пожаротушения, проводятся их контрольные запуски, осматриваются места туристических стоянок, наличие аншлагов, информационных, предупреждающих щитов и шлагбаумов.

 

Судебно-претензионная работа

Основные итоги работы отдела правового обеспечения по представлению интересов Управления Росприроднадзора по Архангельской области в судах выражаются в следующих количественных показателях:

Судебные дела

2016 год

2017 год

в качестве истца (заявителя)

93

26

в качестве ответчика

22

43

в качестве третьего лица

11

9

Итого:

126

78

 

 

 

 

 

 

 

 

2016

Всего исков и заявлений - 93

92 исков: из них:

5 - возмещение вреда;

87 - по взысканию платы  за НВОС;

Заявлений:

1 – заявление об изменении способа исполнения решения суда

 

2017

Всего исков,  заявлений, жалоб в защиту интересов Управления - 26

17 – о взыскании платы за НВОС

4 – иска о возмещении вреда

5 – заявлений, жалоб в защиту интересов Управления

 

Претензионно-исковая деятельность Управления

по возмещению вреда  водным объектам

Осуществляя федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов, Управление Росприроднадзора по Архангельской области проводит планомерную и целенаправленную работу по возмещению вреда водным объектам, причиненного нарушением водного законодательства Российской Федерации.

Вред водным объектам причиняется, в основном, сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, в нарушение требований ч. 1 п. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ. Нарушители водного законодательства привлекаются Управлением к административной ответственности по ст.ст. 8.14 ч. 1, 8.13 ч. 4 КоАП РФ.

Исчисление размера вреда водным объектам производится Управлением в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, утвержденной Приказом Минприроды России от 13.04.2009 № 87.

На контроле в Управлении находится одно значимое судебное дело – о возмещении 1 225 029 204,10 руб. вреда, причинённого реке Хаторице (бассейн Северной Двины) аварийным сбросом. Исчисление размера вреда произведено по факту аварийного сброса вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод ОАО «Соломбальский ЦБК» в период с 07.05.2015 по 10.06.2015. Расчет размера вреда согласован Федеральной службой по надзору в сфере природопользования письмом от 05.10.2016 № АА-0302-31/20546. Дело № А05-11942/2016 рассматривается в Арбитражном суде Архангельской области.

За 2017 год Управлением Росприроднадзора по Архангельской области по фактам нарушения водного законодательства, выявленным в результате контрольно-надзорной деятельности Управления, хозяйствующим субъектам предъявлено 5 требований о возмещении вреда, причиненного водным объектам сбросом вредных (загрязняющих) веществ в составе сточных вод, Сумма предъявленного к возмещению вреда составила 63 373,0 тыс. рублей. Сумма вреда, возмещенного добровольно, в досудебном порядке, составила 131,3 тыс. рублей.

В 2017 году рассматривалось 6 дел в Арбитражном суде Архангельской области. На 31.12.2017 в производстве находится 2 дела, в том числе по одно из них – значимое.

В счет исковых требований Управления судами зачтены затраты юридических лиц на выполнение мероприятий по снижению негативного воздействия на водные объекты сточных вод, содержащих загрязняющие вещества с превышением допустимых концентраций – в размере 66 845,92 тыс. руб.

На основании п.2 ст.78 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» суд может возлагать на ответчика обязанность по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ. В 2017 году по искам прошлых лет выполнено восстановительных работ, в соответствии с утвержденными проектами восстановительных работ, на сумму 10 104,0 тыс. руб.

За 2017 год по искам прошлых лет взыскано и перечислено в бюджет 15 724,1 тыс. руб. (МУП «Водоканал» по делу № А05-2492/2011).

Таким образом, общая сумма возмещенного вреда составила 92 805,3 тыс. руб.

Результаты работы Управления Росприроднадзора по Архангельской области по предъявлению и возмещению вреда, причиненного водным объектам, за период с 2013 по 2017 гг. представлены в таблице.

Таблица

 

 

Год

Количество

предъявленных

требований/

находилось в производстве шт.

Размер

предъявленного

ущерба

тыс. руб.

Возмещенный ущерб, тыс. руб.

всего

в том числе

оплачено

добровольно

зачтены решением суда

выполненные водоохранные

мероприятия

исполнено решение суда

взыскано в денежном выражении

выполнена

обязанность проведения восстановительных работ

2017 г.

5/22

63 373,0

92 805,3

131,3

66 845,9

15 724,1

10 104,0

2016 г.

7/26

1 237 149,0

20 989,0

49,1

2 623,0

1 769,6

16 547,3

2015 г.

6/24

126 180,3

126 907,3

0,0

33 167,2

11 448,6

82 291,5

2014 г.

10/21

22 507,5

235 823,5

45,5

167 252,7

29 156,4

39 368,9

2013 г.

7/26

77 738,3

64 756,0

541,7

1 002,2

48 615,9

15 289,9

 

Следует отметить, что за многолетнюю практику Управления по возмещению размера ущерба водным объектам ни разу не было случаев отказа в иске по причине неправильно произведенного расчета или недоказанности фактов причинения вреда.

 

 

Судебная практика при осуществлении надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, надзора за земельными ресурсами, ООПТ, в сфере охоты и разрешительной деятельности

В 2017 году Управлением принято участие в 16 судебных делах, из них 15 - по обжалованию постановлений, вынесенных Управлением, 1 по обжалованию искового заявления о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде АО «СОБР» в результате обращения с нефтепродуктами.

Из 16 судебных дел: выиграно в  3 судебных делах по обжалованию постановлений Управления, по результатам 7 судебных дел постановления Управления отменены, в производстве находятся 5 судебных дел. По обжалованию искового заявления о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде АО «СОБР» в результате обращения с нефтепродуктами. Арбитражный суд Архангельской области решил в удовлетворении иска отказать, на основании того, что Обществом устранен причинённый вред почве путём восстановления ее нарушенного состояния, а кроме того выполнило работы для предотвращения и уменьшения возможного вреда в будущем. Поскольку вред фактически возмещён натурным путём, состояние почвы восстановлено, то оснований для взыскания с Общества денежных средств в возмещение вреда суд не находит.

 

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 г. № 109 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов федерального бюджета» установлено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на соответствующей территории наделен бюджетными полномочиями администратора доходов федерального бюджета в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Росприроднадзора от 29.02.2016 г. № 110 «Об осуществлении территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере природопользования бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» установлено, что территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на соответствующей территории наделен полномочиями главного администратора доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в части платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По состоянию на 01.01.2018 года в Управлении Росприроднадзора по Архангельской области числится 2387 плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду.

Приказом Росприроднадзора от 24.11.2017г. № 562 «Об утверждении планов по сбору платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году» Управлению  Росприроднадзора по Архангельской области установлен план в размере 131 507 900 руб. 00 коп.   

В 2017 году по данным УФК по Архангельской области и Ненецкого автономного округа поступило по доходу «плата за негативное воздействие на окружающую среду» 128 308 107 руб. 85 коп.

 

Динамика поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2017 гг. (тыс. руб.)

 

Период

План

Поступило платы

Выполнение плана, %

2016 год

378 504

411 391

108,7

2017 год

131 508

128 308

97,6

 

Объем платы за негативное воздействие на окружающую среду, поступившей в бюджеты бюджетной системы РФ за 2017 год,  по отношению к  2016 году уменьшился  на 283 083 тыс. руб. В связи с вступлением в силу постановления Правительства РФ от 13.09.2016 года № 913 «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах», изменился порядок исчисления платы за негативное воздействие на окружающую среду. Внесенные изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (ч. 3 ст. 16.4) изменили порядок исчисления квартальных авансовых платежей. В результате указанных изменений образовались значительные переплаты по Муниципальным образованиям Архангельской области в 2016 году и как следствие снижение поступлений платы за негативное воздействие на окружающую среду в 2017 году.

 

Государственная экологическая экспертиза

Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2010 №283 «О полномочиях Росприроднадзора и его территориальных органов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717» территориальные органы Росприроднадзора организуют и проводят государственную экологическую экспертизу федерального уровня только по поручению центрального аппарата Росприроднадзора.

Информация об объектах государственной экологической экспертизы и результатах ее проведения размещается на сайте Управления Росприроднадзора по Архангельской области по адресу: www.29.rpn.gov.ru в разделе «Информация для природопользователей».

В 2017 году Управлением Росприроднадзора по Архангельской области было рассмотрено 8 материалов по экологической экспертизе, по 2 из которых выдано отрицательное заключение.

 

Нормирование

Информация по итогам рассмотрения и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (НООЛР) представлена в таблице:

 

Наименование мероприятия

Количество

2016

2017

снижение/увеличение в % в сравнении с 2016г.

Рассмотрено проектов НООЛР, из них:

- выдано Документов об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - лимиты)

- отказано в выдаче лимитов

- переоформлено

161

 

103

 

 

58

7

140

 

82

 

 

44

14

- 15%

 

 

 

 

Информация об итогах рассмотрения проектов нормативов выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ПДВ) за период 2016-2017 гг представлена в таблице:

 

Наименование мероприятия

Количество

2016

2017

снижение/увеличение в % в сравнении с 2016

Рассмотрено проектов ПДВ, из них

- согласовано проектов ПДВ

- отказано в согласовании проекта

262

192

70

298

252

46

+12%

 

Разрешительная деятельность

Информация по количеству выданных разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух за период 2012-2014гг. представлена в таблице:

 

Наименование мероприятия

 

Количество

2016

2017

Рассмотрено:

- выдано Разрешений на выбросы

- отказано в выдаче Разрешений на выбросы

- переоформлено Разрешений на выбросы

- отказано в переоформлении Разрешений на выбросы

128

131

0

0

0

123

114

0

9

0

 

 

 

Учет объектов негативного воздействия на окружающую среду

За 2017 год в федеральный реестр государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (объекты НВОС), был поставлен 521 объект.

Всего на 31.12.2017 года в федеральном реестре Архангельской области поставлено на государственный учет 661 объект НВОС.

Среди основных причин отказов по постановке объектов НВОС на учет можно назвать следующие: некорректно указаны географические координаты объектов НВОС (местоположение объекта не совпадает с адресом объекта); не обоснована присвоенная категория объекта НВОС; географические координаты источников загрязнения окружающей среды не соответствуют месту нахождения источников загрязнения.

 

Формирование системы обращения с отходами производства и потребления

Государственный кадастр отходов (ФККО, ГРОРО)

Всего на территории области имеется 304 объекта размещения отходов, в том числе 267 объекта по размещению твердых коммунальных отходов, из них внесено в ГРОРО 46, в том числе объектов по размещению твердых коммунальных отходов 19.

 

Лицензирование

 

Наименование мероприятия

2016

2017

Рассмотрено материалов по лицензированию, из них:

113

 

65

 

- выдано лицензий

76

41

- отказано в выдаче лицензий (в т.ч. возвращено по непредставлению доп. материалов)

37

 

24

 

Рассмотрено лицензионных материалов на переоформление, из них:

- переоформлено

- отказано в переоформлении

29

 

20

9

18

 

17

1

 

 

Территориальная схема

В Архангельской области разработана территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными, проект которой согласован Федеральной службой Росприроднадзора (письмо от 27.12.2016 № 01-03/9941). Территориальная схема утверждена Постановлением Правительства Архангельской области от 12.12.2017 № 556-пп.

 

Учет отходов от использования товаров,

администрирование экологического сбора

В реестре Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области 43 предприятия, имеющих обязанность по внесению экологического сбора.

Из общего числа находящихся в реестре производителей товаров и упаковки отчитались 43 предприятие. Из них: 2 о выполнении нормативов утилизации.

В отношении каждого установленного производителя, имеющего обязанность вносить экологический сбор, Управлением проведены контрольно-надзорные мероприятия в части достоверности представленных в отчете сведений. По итогам проведенной работы:

- выявлены нарушения в части полноты представленных сведений и правильности произведенного расчета у 9 предприятий (в основном в части предоставлении отчета в электронном виде сформированной в программе «Модуль природопользователя»);

- направлено 2 требования о необходимости представить подтверждение о выполнении норматива утилизации и устранить ошибки предоставления отчетности;

- направлено 2 требования  о внесении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации задолженности по экологическому сбору в размере 121 810,57 руб.;

- направлено 1 требование о доначислении 41 764,18 руб. в связи с не подтверждением выполнения норматива утилизации.

Требования по уплате на сумму 163 574,75 руб. исполнены в полном объеме.

Оплатили экологический сбор – 33 организации.

Сумма экосбора по состоянию на 01.01.2018 г составила 5 319408,28 рублей.

 

Работа с обращения граждан

Работа с обращениями граждан и общественных объединений в Управлении в целом ведется в соответствии с установленными требованиями Федерального закона от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В 2017 г. в Управление поступило 277 обращений, среди них: в части загрязнения окружающей среды выбросами (52), сбросами различных предприятий (82), санкционированного и несанкционированного размещения отходов (74), в части нарушений в сфере недропользования (20), земельного законодательства (14), водного законодательства и в части застройки водоохранных зон и возведения гидротехнических сооружений (20).

 

Антикоррупционная работа

В целях реализации положений Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 № 460, приказом Управления от 09.02.2017 г. № 75 утвержден План мероприятий по противодействию коррупции на 2017 год, реализуемый Управлением Росприроднадзора по Архангельской области.

На официальном интернет-сайте Управления создан и ведется специализированный раздел о противодействии коррупции, в котором размещается информация об антикоррупционной деятельности (в том числе ежегодное размещение сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера), деятельность Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению.

Гражданские служащие Управления систематически знакомятся под подпись с поступающими в Управление методическими рекомендациями, приказами, письмами Росприроднадзора, Управления, касающимися противодействия коррупции. 

На официальном сайте Управления размещается информация о конкурсах на замещение вакантных должностей и на включение в кадровый резерв.

 

Итоги Года экологии и особо охраняемых природных территорий

В 2016 году на Управление был возложен контроль реализации ОАО «Группа «Илим» (целлюлозно-бумажный комбинат в г. Коряжме) природоохранных мероприятий по улучшению качества очистки сточных вод и выбросов в атмосферный воздух, в рамках четырехстороннего соглашения между Минприроды России, Росприроднадзором, Правительством Архангельской области и ОАО «Группа «Илим».

Всего в рамках заключенного Соглашения с Минприроды России и Правительством Архангельской области от 30.09.2016 АО «Группа «Илим» (филиал в г. Коряжма) выполнено пять значительных природоохранных мероприятий. Общие затраты на их реализацию составили 1,483 млрд. рублей (при плановых показателях 290 млн. руб.), за что получила награду Минприроды России.

Мероприятия по модернизации и реконструкции систем газоочистных сооружений:

1) Утилизация неконденсируемых серосодержащих газов варочных аппаратов Камюр № 1, Камюр № 2 и завода по производству нейтрально-сульфитной полуцеллюлозы. Снижение валовых выбросов сероводорода на 33 т/год, валовых выбросов метилмеркаптана – на 77  т/год.

2) Реконструкция содорегенерационного котлоагрегата № 1 с заменой электрофильтра. Снижение почти в 3 раза (около 120 т/год) выбросов после электрофильтра СРК-1 пыли образующейся от сжигания щелоков сульфат-целлюлозного производства, сокращение выбросов сероводорода и метилмеркаптана на 0,5 т/год каждого, а также исключение выбросов почти 80 т/год пыли, образующейся при растворении плава СРК.

3) Исключение сброса неочищенных промывных вод ФОС через выпуск № 2 в реку Копытовку (переканализование стоков и промышленных стоков на очистные сооружения). Прекращен сброс загрязняющих веществ в реку по взвешенным веществам – до 300 тонн/год, по иону алюминия – до 5 тонн/год, по показателям: БПКпол. – до 45 тонн/год, ХПК – до 800 тонн/год.

4) Модернизация станции биологической очистки промышленных стоков филиала.

В 2016 - 2017 годах проведена полная реконструкция вторичных отстойников (по пять отстойников в 2016 и 2017 годах). Полученный эффект – снижение сброса загрязняющих веществ в р. Вычегда по взвешенным веществам, ХПК, БПКполному.

5) Увеличение свободной емкости золошлакоотвала до проектных отметок.

Выполнено наращивание восточной дамбы второй секции золошлакоотвала до проектных отметок с одновременной отсыпкой противофильтрационного экрана.        Экологический эффект основан на уменьшении скорости прохождения пульпы и, как следствие, увеличении времени осветления стоков. Ожидаемое снижение концентрации на сбросе по показателям: БПК, метанол и фенол.

Также Управление активно участвовало в региональном Плане мероприятий Года экологии и Года особо охраняемых природных территорий, путем участия в реализации социально-образовательного проекта «Эколята» и ряде других мероприятий.